Сберечь то, что сохранило время

Поделиться в социальных сетях:

Сегодня мы публикуем письмо руководителя социального проекта «Берем под свою защиту» Натальи Владимировны Борщаковой «Скульптор Ружейников и его творения в историческом ландшафте моей малой родины». Она откликнулась на публикацию нашей газеты о полуразрушенном летнем кинотеатре в
п. Кубань.
В Гулькевичском районе есть населенный пункт, архитектурный и исторический ландшафт которого трудно переоценить – это посёлок Кубань, или, как его называли ранее, совхоз «Кубань».
Здесь вы найдете не только чудом сохранившиеся старинные купеческие усадьбы, но и сможете увидеть удивительные произведения монументальной скульптуры, а вернее, то немногое, что сохранило нам время.
Автором монументальной архитектуры был известный художник, скульптор Михаил Васильевич Ружейников (год его рождения 1883 или 1882, год смерти 1963).

Волей рока попал на Кубань
Михаил Васильевич учился в Строгановском училище технического рисования и как один из лучших его выпускников был привлечён к работам, связанным с украшением храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, построенного по проекту архитектора А. В. Щусева (1908-1912 г.г.).
Над внутренним убранством храма трудились многие известные художники того времени. Храм стал творческой мастерской московских художников по прикладному искусству. Ружейников проявил себя как талантливый резчик по дереву – он выполнил иконостас, внутренние двери.
Благодаря великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой он получил возможность совершить учебную поездку по Европе, по возвращении из которой в конце 1917 года его настигло известие о смерти жены и детей. Его семья скончалась от тифа в Москве. А вскоре от рук бандитов погиб на Дону его отец. Михаил переехал в Екатеринодар, где его приняла семья брата.
В 1920-е годы Михаил Васильевич женился во второй раз на Марии Васильевне Зеленской, с которой и прожил до конца своих дней.
Прекрасно образованный, интеллигентный, он связал свою жизнь с педагогической деятельностью. Преподавая в Краснодарском художественном училище (в частности, скульптуру), Михаил Васильевич надолго сохранил в памяти своих учеников образ красивого, обаятельного, выдержанного человека, доброжелательного к людям, степенного и солидного в быту, размеренного, ритмичного и уравновешенного в работе. Так говорил о своём педагоге скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, график. А. Г. Сотников, который в 1925–1928 годах учился в Краснодарском художественно-педагогическом техникуме.
Вместе со своими воспитанниками Михаил Васильевич Ружейников участвовал в художественных выставках. Правда, избежав ареста за связь с «царскими особами», он был осторожен и старался особо не привлекать к себе внимание.

Жажда творческого труда
В послевоенные годы Ружейников занимался в основном монументальной скульптурой, оформлением городских и сельских парков культуры и отдыха. Краснодарцам хорошо известна одна из таких его работ – фонтан с бетонной скульптурой «Мальчик на слоне», построенный в 1957 году в тогдашнем детском сквере им. Я. М. Свердлова (ныне сквер Дружбы).
Сейчас мало кто знает о том, что художник долгое время жил и работал в центральной усадьбе совхоза «Кубань», где организовал скульптурную мастерскую, ставшую широко известной за пределами района.
В 1946 году Ружейников был командирован в «зелёный городок» для выполнения скульптурного заказа. Совхозу «Кубань», который активно восстанавливался после разрухи и разорения военных лет, необходимо было вернуть довоенный имидж «богатой усадьбы», включая и усадьбы отделений совхоза.
По самым скупым подсчётам, там было разграблено и уничтожено имущества более чем на семь миллионов рублей. Немцы взорвали и уничтожили практически все скульптурные украшения в усадебном парке и на клубной площади совхоза, в том числе и скульптуру В. И. Ленина. Коллектив рабочих и служащих решил восстановить скульптуру вождя, и при участии школьников был сооружён постамент, а на нём установлена трёхметровая фигура Ленина. Торжественное открытие памятника состоялось в мае 1946 года.
Ружейникову «понравился совхоз с его живописными окрестностями, пшеничными полями, зелёными лугами, по которым бродят тучные стада, и полюбились люди, охваченные жаждой творческого труда».
Кипучая жизнь в совхозе, большой размах строительных работ вдохновили шестидесятилетнего художника. Он остался здесь навсегда.
Художнику были созданы все условия для плодотворной творческой деятельности. Он выполнял живописные и монументально-декоративные работы в центральной усадьбе и других отделениях совхоза, писал картины на темы из
совхозной жизни («Знатный чабан Горлов со своей отарой» и др.). Однако более всего он занимался скульптурой, тем более что и из других, соседних совхозов, колхозов и МТС поступали заказы на оформление усадеб, парков, клубов.

В райском уголке
В восторженных описаниях современников конца 1940-1950-х годов центральная усадьба совхоза «Кубань» предстаёт как Эдем, райский уголок.
Усадьба утопала в зелени садов, здесь «всю весну, лето и до глубокой осени цветут цветы». «Аллеи-улицы заасфальтированы, вдоль них в разных местах установлены скульптурные группы. Вечером, когда ярко вспыхивают сотни электрических огней, центральная усадьба ещё больше становится похожа на большой парк… А как хороши аллеи парка вечером, когда зажигаются большие электрические фонари, бросающие яркий свет на скульптурные изваяния, кусты и деревья!»
В феерическом свечении огней предстаёт усадьба на фотографиях 1950-х годов.
Я хочу рассказать лишь об одном из многочисленных творений художника – летнем кинотеатре.

Помпезно и монументально
Летний кинотеатр, являющийся непризнанным памятником архитектуры советской эпохи, в настоящее время находится в удручающем состоянии.
Построен кинотеатр Ружейниковым в середине 1950-х годов в стиле так называемого сталинского классицизма («советский ампир»).
Фотографии того времени позволяют нам рассмотреть это удивительное сооружение. Выглядел совхозный кино-
театр помпезно и монументально. Внимание привлекали входной портик с четырьмя массивными, сдвоенными на углах колоннами, высокий цокольный этаж, широкая лестница главного входа, массивные колонны.
Треугольный фронтон кинотеатра орнаментирован изображением лиры (эмблема изящных искусств) в окружении советской символики – приподнятых знамен с кистями. Но главное, что поражало – это поднятая на высоком каменном цоколе белоснежная колоннада с балюстрадой, опоясывающей с двух сторон партер зрительного зала, где были установлены ряды деревянных скамей.
Колоннада с балюстрадой сохранилась до наших дней и сейчас внутреннее пространство зала в летнее время заполняет пышный зелёный ковёр из низкой растительности и кустарников, а белые руины храма искусств в окружении древесных зарослей становятся похожими на парковые постройки в старых усадебных парках.
В этом кинотеатре, наверное, не одно поколение сельских тружеников посмотрело фильм «Кубанские казаки» (1949 г), собравший только в первый год его проката 52 миллиона зрителей. Фильм был удостоен Сталинской премии II степени (1951 г.); на V Международном кинофестивале в Карловых Варах (1950 г.) ему присудили премию Труда. Эту картину частично снимали в совхозе-миллионере «Кубань».
Мемориальная табличка на административном здании воскрешает в памяти яркие события: «Здесь в 1949 году жили и работали народные артисты СССР Иван Пырьев, Марина Ладынина, Клара Лучко …».

Скульптуры и фонтаны
Михаил Васильевич Ружейников много работал над украшением центральной усадьбы совхоза «Кубань» и усадеб его отделений. Нельзя не заметить парадные въездные ворота (стиль «Триумф») с жанровыми скульптурами.
Ружейников работал и над оформлением клубной площади, охватив её криволинейной сетчатой оградой, прясла которой соединялись кирпичными побеленными тумбами с шарами и низкими вазонами-кратерами.
На фотографиях тех лет мы можем видеть, как растиражированные скульптуры пионеров – горниста и девушки-флагоносца привлекали зрителей зайти в широкий боковой вход на площади.
Скульптор соорудил на площади, ближе к левому углу главного фасада клуба, гранёной формы фонтан с расставленными по периметру восемью квадратными тумбами-постаментами, на которых стояли классические вазоны в форме античной чаши, декорированные гирляндами, и скульптуры водоплавающих птиц – пеликанов, перемежавшихся с вазонами. Пеликаны, раскрыв большие крылья и вытянув тонкие длинные шеи, извергали из массивных раскрытых клювов тонкие струйки воды.
В центре фонтана на высоком постаменте, выполненном в виде чаши, возвышалась статичная скульптура мальчика, державшего на плече опрокинутый кувшин, из которого струилась вода. Рёбра высокой ножки чаши образовали стилизованные хвосты огромных рыб-чудовищ, из пасти которых также били тонкие водяные струи.
Сейчас названные монументальные постройки советской эпохи пребывают в запущенном, плачевном состоянии. Обветшало здание старого клуба, фонтан с экзотическими птицами и ампирными вазами на клубной площади заменила «линялая» клумба. Помпезный летний кинотеатр, архитектура и орнаментальный язык которого всем своим видом убеждали в верности традиции и почитании изящных искусств, превратился в руины и площадки для граффитистов. И только монументально-декоративному убранству входной группы в этом отношении заметно повезло.

Утраченные блеск и величие
В 2018 г. скульптурные группы были обновлены и приобрели несвойственный им цвет, уподобившись образцам массовой культуры невзыскательного вкуса.
Вот как пишет в книге «Усадебное наследие Кубани» о сегодняшнем состоянии архитектурных творений Ружейникова профессор КГИК Н.А.Гангур: «Арки, фонтаны, «сады» скульптур с гигантскими статуями вождей, красивые тенистые аллеи с вазонами, львами на постаментах, скамьями, розарии и благоухающие клумбы, замкнутые аккуратными штакетниками оград, мистическая вечерняя феерия сотен электрических огней, портик и колоннад, кинотеатра, создающие торжественное впечатление, выражали идею «счастливого завтра», призрачной светлой жизни. Это был рукотворный советский парадиз, уникальный в своём роде, постепенно утративший свой блеск величия к концу той эпохи, которая породила его. Потеря идеологических и культурных ориентиров оказалась губительной для «взращённого» Эдема, воспоминание о котором сохранили уникальные фотографии, редкие книги да величественные руины…»

Где скульптуры Ружейникова?
Появление этой публикации, также как и книг ученых, стало возможным благодаря жителю посёлка Кубань С.Н. Загорулько, который предоставил автору статьи уникальные старинные фотографии, бережно хранимые им в личном семейном архиве.
Хотелось прояснить ситуацию со скульптурами Ружейникова, снятыми для реставрации и потерявшими свою актуальность в новый период российской истории. Возможно, они где-то нашли отдохновение и покой, а возможно, и уничтожены? Будем признательны за любую информацию.
Этой публикацией мы – участники социального проекта «Берем под свою защиту», реализуемого на базе Центра развития творчества детей и юношества г. Гулькевичи, хотим не только погрустить о потерянном наследии знаменитого скульптора Ружейникова, но и призвать к действию жителей района, в том числе органы местного самоуправления по сохранению и бережному отношению к культурному наследию Гулькевичского района.
Наталья Борщакова.

К слову:
В следующем, 2023 году НПХ «Кубань» отметит свое 90-летие.

Источник сайт газеты “В 24 часа”: Сберечь то, что сохранило время